Милена Канонеро
(Milena Canonero)
РОДИЛАСЬ В 1946 ГОДУ В ТУРИНЕ,
ИТАЛИЯ
ИТАЛИЯ
Художник по костюмам
Знакомство с Кубриком
и первые успехи

Кадр из фильма «Огненные колесницы» Хью Хадсона
По словам Милены Канонеро, культура Северной Италии, где она выросла, очень повлияла на её вкус. Она изучала историю искусств и моды в Генуе — одном из самых красивых городов этого региона, а в 1960-х переехала в Лондон. Подрабатывая в небольших театрах и кинематографе, Канонеро удалось завести знакомства со многими культурными деятелями британской столицы: на съёмочной площадке она познакомилась с режиссёром Хью Хадсоном, который впоследствии предложил ей работу в фильме «Огненные колесницы», и самое главное — с оператором Стэнли Кубрика, сотрудничество с которым станет отправной точкой её карьеры.

Кадр из фильма «Барри Линдон» Стэнли Кубрика
В 1971 году Канонеро предложили разработать дизайн костюмов для «Заводного апельсина». Внешний облик героя Малкольма Макдауэлла — грубые ботинки на толстой подошве, котелок, подтяжки, накрашенные глаза — повлиял на то, как выглядели десятки рок-музыкантов и тысячи представителей некоторых субкультур. Следующей совместной с Кубриком работой стала «костюмная» экранизация Теккерея «Барри Линдон». Для создания костюмов Канонеро искала аутентичные вещи на аукционах и барахолках, а, когда это было невозможно, шила одежду, похожую на ту, что изображена на картинах знаменитого английского живописца XVIII века Томаса Гейнсборо. За эту работу она получила «Оскара» и номинацию на премию BAFTA.
Культовое кино –
культовые костюмы

«Заводной апельсин»
Запоминающиеся образы из фильмов нечасто сходят с киноэкранов и становятся частью массовой культуры. С костюмами Милены Канонеро так происходило не раз. После выхода фильма «Заводной апельсин» модники Лондона стали носить белое, старинные шляпы-котелки и подтяжки, кинолента «Из Африки» с Мерил Стрип в главной роли снова сделала популярным стиль cафари, а после премьеры «Марии Антуанетты» Джон Гальяно включил элементы стиля рококо в коллекцию Christian Dior. «Она — один из лучших художников по костюмам. Если бы я снимал кино, я бы обратился к ней», — сказал о ней Ральф Лорен.

«Из Африки»
Канонеро всегда с головой уходила в поиски идеальных элементов для создания облика того или иного героя. Например, для уже упомянутого фильма «Из Африки» о европейской семье в Кении она изучала наряды африканских племён и колонизаторов. Кроме того, перед началом съёмок она общалась со знакомым Карен Бликсен, писательницы, чей роман лёг в основу экранизации. За свою творческую карьеру Канонеро стала художником по костюмам более 40 фильмов, три из которых принесли ей премию «Оскар»: «Барри Линдон», «Огненные колесницы» и «Мария Антуанетта». Одна из последних её работ — костюмы героев картины Уэс Андерсона «Отель “Гранд Будапешт”», вдохновением для которых послужили картины Густава Климта и Кееса ван Донгена. Посмотрите, очки какой формы носит герой Джуда Лоу, и вам станет понятно, почему круглые очки снова в моде.
На большой сцене:
сотрудничество с оперой
Постановка «Тоска» Люка Бонди. Костюмы Милены Канонеро
Милена Канонеро уверена, что дизайн костюма — это не искусство, а ремесло, и люди, которые им занимаются, должны уметь идти на компромиссы, связанные с ограниченным бюджетом или принципиальностью того или иного режиссёра. Например, во время работы над костюмами для оперы «Ивонна, принцесса бургундская» Канонеро столкнулась не только с недостаточным количеством средств на воплощение своих идей, но и с недостатком времени. Постановка далась трудно: режиссёр Люк Бонди после перенесённых на позвоночнике операций участвовал в репетициях, лёжа на больничной койке, помещённой в зрительном зале театра. Обсуждать идеи костюмов Канонеро приходилось, навещая Бонди в больнице. Несмотря на это, костюмер по-настоящему сработалась с режиссёром, и затем они сотрудничали с ним во время постановки оперы «Тоска».
Канонеро всегда старалась показать команде не свою артистическую сущность, а умение серьёзно работать и вникать в детали. Но театральные постановки не предполагают создания статичных образов, как в кинематографе, и после премьеры никогда неизвестно, сколько проживёт тот или иной костюм. Например, в случае внезапной замены исполнителя партии, по мнению Милены, необходимо пересматривать детали (например, причёску) или весь костюм полностью. Несмотря на эти сложности, Канонеро часто сотрудничала с оперными режиссёрами: её костюмы надевают в Венской государственной опере, Метрополитен-опера и на Зальцбургском фестивале.
Пирожные для вдохновения

«Мария Антуанетта»
Провести целое исследование в библиотеке может быть полезно для съёмок, но иногда важно просто оглянуться вокруг. Перед съёмками фильма «Мария Антуанетта» — именно за него художница получила свой последний «Оскар» — София Коппола принесла ей коробку макарунов пастельных оттенков парижской кондитерской Ladurée, которые Канонеро использовала как импровизированную палитру. «Даже если вы думаете, что знаете много о том или ином историческом времени, вы всегда должны пытаться посмотреть под новым углом зрения. Я упростила тяжеловесные костюмы XVIII века», — рассказала она о своей работе в фильме в одном интервью. Как и Коппола, Канонеро любит «сталкивать» историю и реальность: в одном кадре оказываются пастельно-зефирные туфли Manolo Blahnik в стиле рококо и кеды Converse.
Фильм полон визуальных цитат с полотен эпохи: портретов Марии Антуанетты, придворного двора и современниц, но без свойственной веку декоративной загруженности. Вместе с режиссёром Канонеро выстроила целую драматургию костюма. Наряды Марии Антуанетты являются прямым отражением эмоционального состояния героини. Легкомыслие и беззаботность молодости отражаются в невесомых тканях и светлых тонах костюмов главной героини, но по мере того, как в жизни королевы происходят драматические события, платья мрачнеют. Костюмы Канонеро, совсем не обладающие исторической достоверностью, претендуют на достоверность эмоциональную.








